поиск на сайте:
     

Новости

версия для печати
06.12.2016
ЗИГЗАГИ БОЛЬШОГО ПУТИ

8 декабря с. г. - 25 лет возрождённому Запорожскому казачеству.

В связи с юбилеем предлагаем вниманию читателей статью ветерана казачьего движения Александра Панченко, подготовленную им для сборника «Запорожское казачество: от прошлого – к грядущему» (изд-во АО «МОТОР СИЧ», 2012). В публикации Александра Владиславовича подробно изложены хронология, факты, основные направления развития, достижения и проблематика возрождённого Запорожского казачества по состоянию на декабрь 2011 года, когда оно достигло апогея в своём количественном и качественном росте. Таким образом, в историческом и сугубо познавательном плане статья А.В.Панченко не теряет своей актуальности и поныне. В силу ограниченного тиража вышеназванного издания (150 экз.) уместно ознакомить с ней всех, кто интересуется новейшей историей казачества.
 
Републикация снабжена своего рода постскриптумом есаула Сергея Григорьева, начальника пресс-службы Казацкого Войска Запорожского Низового, в котором автор излагает своё субъективное видение процессов, происходящих в казачестве с февраля 2014 года и по сей день.

 

 

Генерал-хорунжий Александр Панченко, верховный атаман Союза казаков Украины «Войско Запорожское»
 
ВОЙСКО ЗАПОРОЖСКОЕ СЕГОДНЯ
 
     Больше двух столетий отделяет нас от трагического события в истории украинского народа - от ликвидации Екатериной IIЗапорожской Сечи. Между тем идея возрождения казачества продолжала жить в сознании патриотов Украины, неизменно заявляя о себе на крутых поворотах истории.
     Процессы дезинтеграции, проявившиеся в СССР в период перестройки, привели к усилению интереса в обществе к вопросам национальной истории, культуры, традиций. На волне подготовки к 500-летию Запорожского казачества в Украине ширится движение, направленное на его возрождение. Сначала этот процесс носил стихийный характер. Возник ряд неформальных объединений, клубов, товариществ. Основным содержанием их деятельности была консолидация единомышленников и агитационно-разъяснительная работа.
     Такой клуб был создан и при заводе "Моторостроитель" (ныне АО "МОТОР СИЧ"; председатель совета директоров – Вячеслав Богуслаев). Возглавили клуб, названный "Казачье братство", Анатолий Бугрим и Владимир Мельник. В то же время при ДК Днепровского алюминиевого завода (ныне ДК ЗАлК) образовался клуб казацкой славы "Запорожская вольница" (атаман Валерий Нарижный).
     В 1991 г. была предпринята попытка объединить все кружки, клубы, лектории в единую казацкую организацию. 8 декабря 1991 г. в ДК на о. Хортице состоялась Великая Рада, участники которой учредили казацкое товарищество "Запорожская Сечь". Она мыслилась как правопреемница и наследница традиций славного Войска Запорожского Низового. Атаманом товарищества ,избран В.Мельник.
     Отныне казацкое движение приобретает всё более чёткие формы. Выделяется его актив (старшина), умножаются ряды. Начинается поиск организационных форм. Обсуждаются вопросы символики, формы одежды, содержание основных направлений работы, ритуалов, связанных с приёмом в казачество и выборами кошевого атамана.
     1992-1993 гг. ознаменованы напряжённой работой по разработке Устава товарищества "Запорожская Сечь" и её юридической регистрации в качестве патриотической общественной организации. В этот период на Великих казацких Радах избирается старшина, утверждается Устав, заслушиваются отчёты о проделанной работе и финансовом состоянии организации. Принимается форма казацкого знамени (казак с мушкетом на малиновом фоне). Знамя, изготовленное с помощью предприятия "Мотор Сич", в 1993 г. было торжественно поднято во время проведения Великой казацкой Рады на флагштоке рядом с Государственным флагом в центре города на пл. Фестивальной.
     Вместе с тем в данный период усиливается политическая поляризация в обществе. Она приводит к соответствующим процессам и в рядах казачества. Особенно болезненным оказался вопрос о том, к какой из юрисдикций должны принадлежать современные казаки-запорожцы - к канонической Украинской Православной Церкви (предстоятель - блаженнейший Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины), или же к УПЦ-Киевский патриархат бывшего митрополита Филарета (Денисенко). 
     Окончательное разделение в рядах товарищества "Запорожская Сечь" произошло на внеочередной Великой Раде 16 апреля 1994 г. Тогдашний атаман поставил первым межконфессиональный вопрос. Как результат, казаки, имевшие смелость думать, что «отчую веру, как и Родину, не выбирают», вынуждены были уйти с твёрдым убеждением о невозможности дальнейшего пребывания в «ЗС» и намерением создать новую казачью организацию. Её рождение было официально оформлено на учредительной Великой Раде Казачьего Войска Запорожского Низового 17 сентября всё того же 1994 г. Возглавил его казачий полковник Александр Панченко (бывший кошевой есаул «ЗС»).
     КВЗН, в состав которого влились многие энтузиасты казачьего возрождения, офицеры-отставники армии и флота, ветераны Афганистана, объявило о том, что берёт на себя обязательство в новых исторических условиях наследовать и продолжить благие дела прежнего Войска Запорожского Низового, упразднённого указом Екатерины II от 3 августа 1775 г. По существу, речь идёт о возрождении ряда традиций автономного казачьего государства, известного в истории под названием «Земли Вольностей Войска Запорожского Низового», юрисдикция которого распространялась на территории значительной части нынешних Запорожской, Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Николаевской, Кировоградской областей. Казаки заявили, что поддерживают только каноническую УПЦ, восстанавливают связи с побратимами на Дону и Кубани, выступают за духовное единство славянских и других православных народов Украины, России, Белоруссии. Поддержку КВЗН выразил областной Союз промышленников и предпринимателей «Потенциал» и лично В.А.Богуслаев.
     На учредительной Великой Раде, которая состоялась в мае 1996 г., создано всеукраинское объединение Союз казаков Украины «Войско Запорожское». Возникшее двумя годами ранее КВЗН – это базовая структура вышеназванного Союза. Она действует главным образом в пределах административных границ Запорожской области. Что касается остальных паланок (региональных организаций) СКУ «ВЗ», то они созданы и активно работают в Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Луганской, Херсонской и других областях, в Автономной Республике Крым, в Киеве, Виннице, Нежине, Львове и других городах. Имея в своём составе несколько тысяч полностью экипированных казаков, «Войско Запорожское» стало самым, пожалуй, массовым и дееспособным казачьим союзом нашей страны.
     Изначально КВЗН (а потом и СКУ «ВЗ») определил для себя четыре основных направления деятельности.
Военно-патриотическое воспитание молодежи, адресная подготовка к службе в армии.
Помощь государству в охране общественного порядка, особенно в сельской местности, охране государственной границы, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Развитие казачьей экономики.
Развитие казачьих традиций, культуры, истории, популяризация её среди населения.
        Одним из приоритетных направлений деятельности КВЗН – СКУ «ВЗ» является военно-патриотическое воспитание молодежи. В марте 1993 г. в Запорожской области открылась первая школа джур. В настоящее время только в нашей базовой области их 10. Это профессионально работающие внешкольные учебно-воспитательные заведения со своими зданиями, штатом учителей. С 1998 г. первая в Украине школа джур под руководством Валерия Ивановича Нарижного получила статус государственной.
     От обычных школьников джуры отличаются многим. Это не только дисциплина и субординация в воспитательно-обучающем процессе, не только военно-физкультурный уклон, углублённое изучение истории и культуры нашего народа, но и воспитание мужской казачьей ментальности. Работающие с джурами казачьи офицеры прививают им духовность, любовь к родной земле, казачеству. Школы джур стали настолько популярными среди родителей, что, например, в Энергодаре (директор - войсковой старшина Виталий Луценко) существует конкурс среди поступающих, подобный конкурсу во многие престижные вузы. Только в Запорожской школе джур постоянно обучается свыше 700 учеников.
     В 1999 году Войском подписан договор с Национальной академией государственной пограничной службы Украины им.Б.Хмельницкого об учёбе лучших выпускников школ джур в этом престижном вузе. 34 наших питомца стали кадровыми офицерами Пограничной службы Украины.
     Многие джуры успешно отслужили в элитных частях Вооруженных Сил Украины, принимали участие в миротворческих операциях под эгидой ООН. Вчерашние джуры вырастают сильными, уверенными в себе людьми, способными в случае необходимости дать достойный отпор и защитить слабых.
     СКУ "ВЗ" осуществляет помощь государству в охране общественного порядка путем создания казачьих спецдружин. Помогают казаки в ходе проведения массовых мероприятий, охраняют храмы во время православных праздников, патрулируют земли, охраняемые государством (заповедники, природоохранные зоны). В частности, организовывают рейды по своей родной Хортице. В сельской местности заключаются договора с сельскохозяйственными предприятиями об охране урожая. Это выгодно обеим сторонам.
     Само присутствие казаков в степях оздоровляет местную криминогенную обстановку. Зачастую на несколько сёл приходится один участковый инспектор. И каждая пресечённая попытка воровства домашней живности или урожая - это лучшая пропаганда казачьей идеи. Только в Запорожской области работает 18 казачьих спецдружин. Ежегодно в помещении Генеральной канцелярии СКУ-«ВЗ» проводится областное совещание по координации взаимодействия и подведения итогов года с участием руководства области и областного главка МВД. Многие казаки-дружинники отмечены ведомственными наградами МВД Украины, региональными орденами и медалями, почетными грамотами за активную и результативную правоохранительную работу.
     Казачество стремится самостоятельно зарабатывать деньги и обеспечивать свои нужды. Это стремление и называется становлением казачьей экономики. В ряде населённых пунктов (например, в Весёловском районе Запорожской и в Покровском Днепропетровской обл.) казаки ВЗН владеют землёй, разводят скот и рыбу, возобновляют вырубленные лесопосадки, благоустраивают территории, воспитывают казачат в духе сечевого побратимства.
     С 2002 г. в Запорожской области приняты три областных программы развития и поддержки возрождённого казачества. Первая Программа (2002) дала куреням (районным на селе организациям КВЗН) возможность иметь в льготном пользовании земли госрезерва, ставки (пруды), сады, что заметно укрепило экономический ресурс куреней.
     Вторая Программа (2007) впервые в Украине открыла бюджетное финансирование крупных казачьих мероприятий. Третья же (2010) соединила в себе всё лучшее из двух предыдущих, а кроме того, впервые прописала финансирование помощи казакам в деле охраны ими общественного порядка плюс дала толчок к принятию соответствующих районных программ. 
    Весом вклад СКУ «ВЗ» и в возрождение казачьих традиций, в становление и популяризацию национальной идеи. В составе Войска созданы два казачьих ансамбля, один из которых (войсковой из пгт Весёлое) неоднократно становился лауреатом всеукраинских и международных конкурсов патриотической песни. Впервые Войском издан песенник с нотами современной запорожской казачьей песни. На компакт-диске записан гимн Войска Запорожского Низового (текст запорожского поэта Пилипа Юрыка, музыка - запорожского композитора Юрия Ивченко). Исполнил его Запорожский казачий хор, которому аккомпанировал всемирно известный симфонический оркестр Запорожской областной филармонии под руководством Вячеслава Реди. Диск разошёлся по всей Украине и среди казаков России.
     Проводится постоянное обустройство мест казацкой славы, сооружаютсятся мемориалы и исторические комплексы (пгт Покровское, г.Токмак и др.), обустраиваются давние казацкие захоронения (с.Сурско-Михайловское), проводятся восстановительные работы и казацкие мероприятия на месте Каменской Сечи (Херсонская обл.) и т.д.
     Особо важным Войско считает возрождение исторической памяти о грандиозной и трагической битве на р.Калка в 1223 г. Славянская катастрофа на Калке стала предтечей падения Киевской Руси и многовекового татаро-монгольского рабства. С 1998 г. Войско проводит поминальный день в память о нелепо погибших русичах и гибели единого восточнославянского государства. При содействии трудового коллектива АО «Мотор Сич», а также властей Розовского района Запорожской и Володарского района Донецкой области на месте битвы поставлены гранитный Поклонный крест и часовня преподобного Ильи Муромца. С 2010 г. открыт казацкий историко-культурный комплекс «Поле славянского мужества».
     Для организованной и слаженной работы у Войска имеются две канцелярии. Важной особенностью КВЗН является то, что награды и звания, в отличие и многих других «казачеств», выдаются только по аналогичной военной выслуге лет и за выдающиеся личные достижения и заслуги.
     Активны казаки и в общественно-политической жизни. За минувшие 20 лет нам не раз приходилось проявлять твёрдость в защите своих прав, в отстаивании коренных интересов украинского народа. В частности, благодаря решительному казацкому «Нет!» прекратились попытки мусульман построить мечеть возле острова Хортицы – в священном для каждого православного христианина месте.
    Особенно отличились запорожцы в Крыму. В 2002 г., накануне Благовещенья, почти шесть сотен казаков СКУ «ВЗ» в полной походной форме появились под стенами Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, дабы защитить его от захвата крымско-татарскими экстремистами. В 2004 году в поселке Симеиз сводный полк СКУ «ВЗ» помогал спецназу МВД ликвидировать последствия самозахвата оздоровительного лагеря «Наука». В свете этих событий решением Ялтинского горсовета и горисполкома при Алупкинском райотделе милиции в сентябре того же 2004 года создано Пограничное казачье формирование по охране общественного порядка. В 2005 году боевики меджлиса устроили в Бахчисарае массовые беспорядки, требуя закрыть славянский рынок, расположенный в центре города – более дешёвый, чем татарский базар.
     В конце ноября 2003 г. запорожцам пришлось отстаивать Свято-Успенскую Почаевскую Лавру (твердыню канонического Православия на западных землях Украины) от посягательств воинствующих униатов. В ходе пресловутой «оранжевой революции» казаки СКУ «Войско Запорожское» в самом центре Киева живой цепью охраняли здание Кабинета министров от попыток его захвата силами завезённых в столицу «экспортёров демократии». Оцепление вокруг Дома правительства было снято лишь после того, как необходимость в его физической защите отпала.
     Казаки активно участвовали также в массовых акциях протеста жителей областного центра против попытки неонацистского реванша, которые имели место в Запорожье 18 октября 2009 года и 1 января 2010 года. Первый раз казаки противодействовали стремлению местных и заезжих необандеровцев провести в столице казачьего края манифестацию в честь террористических формирований УПА, второй раз воспротивились попыткам всё тех же экстремистских кругов совершить факельное шествие в честь очередной годовщины со дня рождения их кумира С.Бандеры.
     Вместе с тем возрождение казачества было бы на порядок более результативным, если бы все казачьи организации работали сообща. Добрый пример консолидации в единую конфедеративную структуру 14 марта 2009 года подали Союз казаков Украины «Войско Запорожское», Всеукраинская общественная организация «Федерация «Спас» и Международный союз казаков «Запорожская Сечь». Руководители вышеназванных организаций подписали Универсал о создании Войска Запорожского, в рамках которого каждая из них сохраняет полную самостоятельность и в то же время согласовывает свои планы и действия с остальными партнёрами. Такая модель объединения показала свою жизнеспособность. Хотелось бы надеяться, что и все остальные казачьи организации, действующие на территории исторического Запорожья, со временем осознают и оценят преимущество взаимодействия в рамках единой организационной структуры.
     Что касается уровня нормативно-правового обеспечения функционирования такой институции, как современное казачество Украины, то следует отметить, что он не соответствует назревшим потребностям. На современном этапе казачество возрождается, главным образом, в виде общественных организаций с культурологическими, хозяйственными и другими функциями. Неразвитость законодательной базы обусловлена, в первую очередь, отсутствием концептуальной определенности деятельности казачества, его места в обществе, что приводит к разброду, шатаниям и политическим колебаниям в казачьей среде. Причиной всему является своеобразный устаревший «псевдоромантизм», с которым нужно как можно быстрее расставаться. Важно понимать, что невозможно вернуться даже в начало XX века, не говоря уже о казачестве XVI-XVII веков.
     Необходимо избавиться от застарелых проблем, порожденные отсутствием законодательной базы со стороны государства. Прежде всего это анархичность «атаманщины», когда каждый атаман районного уровня мнит себя главным казаком страны. Зачастую все «заслуги» у такого «атамана» - это двух-трехлетнее поднимание бокалов с казацким «будьмо!».
     Следующая проблема казачества – это так называемые «броненосцы». Всем известны типичные ничего не делающие, по сути, индивиды в генеральских, а теперь уже и в маршальских погонах, осыпающих всех и вся на своем пути значками, а также присваивающие генеральские звания по принципу «кто мне друг сегодня, тому и генералом быть». Также нелепо выглядят попытки некоторых атаманов отметиться «здравой» критикой псевдоказачьего «звездопада» и «чинопада», маршальских и гетманских погон, будучи сами носителями маршальских и гетманских звезд.
     Всё это следствие многолетнего отсутствия действенного диалога с властью. Справедливо критикуя бездействие государственных структур, нам также нужно обратить внимание и на себя. В конце концов, наша всеядность и нетребовательность породила и позволяет существовать всем этим гетманам и маршалам. Стоит отметить, что и в многотысячном СКУ «ВЗ» есть генералы (верховный атаман и его заместитель). Вот только последнее генеральское звание было присвоено в 1997 году, когда только начинала формироваться идеологема Войска и структурная концепция СКУ «ВЗ».
     Для решения всех этих проблем необходимо четко определиться с основными задачами и перспективами развития современных запорожцев. Главной целью казацкого движения на ближайшее время должно стать принятие Закона о казачестве Украины. На государственном уровне должны быть окончательно решены вопросы, касающиеся юридического статуса казачества.
     Стоит сказать, что властью были проделаны такие попытки. Был создан Координационный Совет Украинского казачества при Президенте Украины. Однако за несколько лет своего существования, кроме «выпускания пара», этот совет практически ничего другого не делал. Кроме лидеров всеукраинских казачьих организаций, в него попали люди, не имеющие прямого отношения к казачеству. Из-за такой разношерстности, а, главное, из-за отсутствия государственного органа и исполнительной вертикали, которые должны были воплотить их в жизнь, любые решения Координационного Совета так и остались лежать в папках под толстым слоем архивной пыли.
     Есть ряд атаманов, критикующих законопроект от 04.10.2010 «Про козацтво та козацькі організації в Україні». Эта критика отчасти справедлива, т.к. текст законопроекта стал компромиссом, результатом длительной и острой борьбы различного понимания путей развития казачества в Украине. В силу этого он не до конца сбалансирован. Однако даже в нем прослеживается план решения застарелых казачьих проблем.
    Закономерно, что вхождение современного казачества в государственные структуры – процесс долгий и поэтапный. Не стоит бояться будущего огосударствления казачества. Ведь решать серьезные и необходимые народу задачи невозможно, находясь в детских коротких штанишках общественных организаций.
     С принятием юридического статуса открывается огромное поле деятельности. Казакам можно и нужно доверить участие в охране границы страны и соблюдение правопорядка внутри державы. Возьмем для примера три области Украины: Херсонскую, Запорожскую и Донецкую, чьи восточные границы омывают воды Азовского моря. Поскольку эти воды, согласно последних правительственных договоренностей, признаны внутренним морем Украины и Российской Федерации, охрана этого участка государственной границы не несет такого жесткого характера, как охрана черноморского побережья. Однако из-за своей малой численности местные пограничники часто не в состоянии контролировать все вверенные им участки. В результате буйно процветает контрабанда, браконьерство и другие виды незаконной деятельности. Конные или моторазъезды местных казаков полностью могли бы содействовать решению проблемы.
     Остается недостаточным обеспечение милицейскими кадрами в сельской местности, когда один участковый инспектор должен обслуживать несколько населенных пунктов. Практически решить данную проблему может казачество. Как пример, можно привести участие казачьих спецдружин СКУ «ВЗ» в охране правопорядка.
     Для организации двустороннего диалога с руководством страны предлагается вместо достаточно аморфного Координационного Совета создать более организованный Совет Атаманов Украины (по типу коллегии). При этом решения Совета будет воплощать в жизнь Государственный департамент по вопросам развития казачества при Кабинете министров Украины, имеющий в своем составе соответствующие структуры в областных администрациях.
     Однако Закон о казачестве, Совет Атаманов Украины и Департамент не является конечной целью. Это всего лишь механизмы для решения казацких проблем и организации работы казачества. Современное казачество должно меняться. Это трудно, непривычно и даже болезненно. Но без кардинальных изменений движение может полностью выродится в фольклорно-театральный клуб и, в конечном счете, сойти на нет.
     Многие атаманы, призывающие к совершенствованию, должны понимать, что меняться нужно им самим. На протяжении двадцати лет возрождения в ряды казачьих формирований пришло множество случайных людей, которые не только истории страны не знают, но и имеют поверхностные представления о казаках в целом. Настоящее возрождение начнется лишь тогда, когда каждый казак четко станет понимать, что по нему судят не только о запорожцах, но и о народе и стране в целом. Стоит отказаться от тщеславных и корыстных целей. Лишь тогда современное казачество станет широким общественно-политическим и культурологическим течением, которое объединит все слои украинского народа и сможет цивилизованными методами решать все поставленные задачи и цели. 
 
 
P.S. К величайшему сожалению, время показало (особенно последние три смутных года), что казачество не только не объединило вокруг себя широкие слои народа, но и в целом, как общественно-патриотическое движение, в своём развитии отброшено далеко назад. Хуже того: те казаки-запорожцы, которые либо сами участвовали в организации Майдана №2, либо отважно примкнули к национал-радикалам уже после того, когда прежняя власть сбежала из страны, объявили чуть ли не врагами украинского народа своих недавних побратимов, защищавших во время массовых беспорядков здание Запорожского областного совета и ОГА 26 января 2014.
     Первым открытым проявлением непримиримой враждебности к КВЗН стали события во время традиционной Тризны на острове Хортица в июне всё того же года. Тогда, наверное, лишь Промыслом Божьим обошлось без прямых физических столкновений и кровопролития. Не исключено даже (есть данные), что замышлялся фатальный исход. Затем были и другие провокации – в частности, против верховного атамана КВЗН – СКУ «Войско Запорожское» Александра Панченко (16.09.2014).
     Негодяи добились своих целей. Во-первых, было сорвано сотрудничество Запорожской ОГА с КВЗН в плане полномасштабного участия личного состава Войска в мобилизационно-оборонительных мероприятиях области (в них по собственной инициативе участвуют отдельные подразделения КВЗН, а это лишь часть его суммарного потенциала). Во-вторых, окончательно утратил силу знаменитый Универсал от 14 марта 2009 года, на основании которого три наиболее массовые и дееспособные казачьи организации Запорожья объединились в единую конфедеративную структуру (лидеры как минимум одной из них публично приветствовали провокаторов). Как результат, возникло взаимное отчуждение, и нет уверенности, что в обозримом завтра его удастся преодолеть. В первую очередь это касается широко известных в нашем городе «теж козаків», которые, ко всему прочему, предали Церковь Христову, перебежав к раскольникам и самосвятам.
     В сложившихся условиях Союз Казаков Украины «Войско Запорожское» и его базовая структура КВЗН вынуждены были до предела сократить программу своих традиционных публичных мероприятий. Поэтому фестиваль «Поле славянского мужества» проводится силами Розовского и Каменно-Могильского куреней, а июньская Тризна – не на Хортице, а в заповедных Днепровских плавнях (2015-2016 гг.). Другие казачьи организации – в частности, Федерация «Спас» - в силу их мировоззренческих установок и поведения в публичном пространстве воспринимаются нынешним режимом вполне благосклонно, поэтому имеют неограниченную возможность проводить разного рода спортивные фестивали, толоки, народные гулянья и т.п. Однако создать новую областную Программу поддержки и развития казачьего движения (пусть даже исключительно «под себя, любимых») нынешние руководители Координационного Совета по делам казачества при ЗОГА до сих пор почему-то так и не смогли. Опять, наверное, «Панченко мешает», хотя к работе в КС его уже года три на пушечный выстрел не подпускают (не отсюда ли, к слову, грандиозные «успехи» по всем направлениям?).
     Впрочем, резкое снижение публичной активности КВЗН одним лишь «прессингом извне» объяснить невозможно. Перед нами как раз тот случай, когда неблагоприятные внешние условия проявили ряд глубинных внутренних недугов, до поры до времени скрытых от посторонних глаз. Главный из них таков. Задолго до событий конца 2013 – начала 2014 года в Генеральной канцелярии прекрасно знали, что рано или поздно на Украине «рванёт», и «рванёт» будь здоров, но ничего не сделали для того, чтобы Войско Запорожское реально отвечало своему названию и предназначению (не на бумаге, т.к. по документам оно является всего лишь одной из бесчисленного множества общественных организаций, а по духу, по сути). Несказанно гордились числом спецдружин (КСД) по охране общественного порядка, а также войсковых школ, в которых готовят юных казаков. Однако на деле далеко не все джуры пополняли личный состав куреней (так, по крайней мере, в областном центре), в куренях же отсутствовали планы обязательной спортивной подготовки, совместных тренировок, учений, экстренных сборов по боевой тревоге и т.д.
    Не выполнено (причём до сих пор) совместное решение (от января 2013 года) Запорожской епархии и Рады атаманов КВЗН о создании при храмах УПЦ казачьих общин, которые, в случае необходимости, служили бы защитой от противоправных посягательств со стороны антицерковных группировок на имущество православных приходов. И это при том, что атаман Харьковско-Слобожанской паланки СКУ «Войско Запорожское» Владимир Абраменко давно уже разработал, за свой счёт опубликовал и попытался раздать всем своим коллегам-атаманам подробнейшее «Положение о кустодиях (храмовой страже)». Тем не менее ни казачьей общины, ни кустодии на данный момент нет даже при Свято-Введенском храме Запорожья, который официально считается войсковым и в котором настоятельствует духовник КВЗН митрофорный протоиерей Андрей Кузьмин.            
     Падение авторитета КВЗН в глазах множества наших земляков и сограждан, которые надеялись на «православное рыцарство» как на стойкого защитника Веры и Отечества, началось не вчера. Точкой отсчёта является пассивная, выжидательная позиция большей части офицеров Генеральной канцелярии и лично верховного атамана в самом начале острой фазы идейно-политического противостояния, которое в конце февраля – начале марта 2014 года выплеснулось на улицы и площади Запорожья. Имею моральное право говорить об этом сейчас, так как в своё время не только критиковал за это своих товарищей, глядя им прямо в глаза, но и лично выступал на митингах в защиту законности и Конституции. При этом невыразимо стыдно было слышать укоризненные вопросы митингующих женщин: где же, мол, сейчас славные наши чубатые хлопцы-запорожцы, почему не с нами?.. Мягко говоря, недоумение многих вызвало и отсутствие первых лиц КВЗН на чине канонизации последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (13.11.2016). Беда в том, что всё это уже в анналах. 
     Если называть вещи их подлинными именами, то за три неполных года в КВЗН произошёл, образно говоря, полураспад организационной структуры. Это не значит, конечно, что без малого четверть века неустанных трудов и хлопот - коту под хвост. И всё же… По идейным (а быть может, чисто шкурным) соображениям от Войска почти сразу же отошли те, кто решил, что-де оставаться под началом опального атамана Панченко «себе дороже». Бог им судья, хотя неприятный осадок всё равно присутствует. Сейчас остался костяк, состоящий из самодостаточных в юридическом и кадровом смысле подразделений, которые продолжат функционировать автономно, даже если само КВЗН подвергнется запрету как юрлицо. Это люди достаточно разных, порой трудносовместимых политических взглядов. Но, как верно заметил атаман Мелитопольского куреня казачий полковник Игорь Лысенко, «всех нас объединяет только одно – Вера Православная».      
     Между тем, как известно, «вера без дел мертва» (ап. Павел). Если не будут совершаться добрые богоугодные дела (как, например, создание казачьих общин при храмах или Фонда помощи нуждающимся побратимам), то из КВЗН будут уходить уже не по жлобству или малодушию (так сказать, «страха ради укропейска»), а из-за того, что не захотят больше тратить драгоценный временной ресурс на переливание из пустого в порожнее. В совместном времяпровождении изначально должен присутствовать некий значимый смысл, ценный для каждого участника Общего Дела. Если же мнение хотя бы одного из них игнорируется, то рано или поздно ему становится неинтересно, и он находит другой объект приложения своих усилий.
     И последнее. Выступая на Первых казацких научно-исторических чтениях, посвящённых П.И.Калнышевскому (12 ноября с.г., Свято-Покровский кафедральный собор), митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко), руководитель Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины произнёс знаменательные слова, которые сполна характеризуют кризисное состояние современного «православного рыцарства» как такового (цит. по №12 епархиальной газеты «Летопись Православия»): «Необходимо не столько возрождать казачество, сколько создавать его заново». Можно, конечно, обидеться на владыку, надуться, оскорбиться. Мол, не понимает он до конца казачьей специфики. Или того круче: дескать, раз такой умный, пусть сам и создаёт. Но архиерей, не вдаваясь в детали, видит ситуацию в целом, притом как бы со стороны – точно так же, как её видят тысячи наших земляков. Тут одно из двух – либо выходить из комы, либо и дальше умножать себя на ноль.

 

 

Есаул Сергей ГРИГОРЬЕВ, начальник пресс-службы КВЗН

читать все новости

  

 

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БУДУЩЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗАЧЕСТВУ?
Положительно, потому что казачество есть историческая основа украинской государственности
Положительно, потому что казачество будет выполнять ряд функций, в том числе и по охране общественного порядка, до которых у государства не доходят руки
Положительно, потому что казачество – самая многочисленная и организованная неполитическая структура может принести много пользы государству, но для этого им нужна мотивация со стороны государства
Отрицательно, потому что это лишняя нагрузка на бюджет
Отрицательно, потому что казацкие организации такие же общественные организации, как экологические, спортивные и не справедливо будет выделять их среди других
Отрицательно, потому что современные казаки еще ничего не сделали для Украины, чтобы им давать статус госслужащих
Нейтрально, мне все равно
Нейтрально, если казачество действительно влиятельная организация, она сама добьется статуса, а если нет – то они и не заслуживают этого




 

Курсы НБУ на сегодня


Праздники Украины

Полезные ссылки:

Трудоустройство в Украине

Справка в Запорожье

вы наш
бесплатный счетчик посещений
посетитель 

 

 

                       

Ваш e-mail:
2010 Все права защищены. Перепечатка материалов в сети, цитирование только с ссылкой на wwww.kvzn.zp.ua «Казацкое Войско Запорожское Низовое».