поиск на сайте:
     

Новости

версия для печати
17.10.2016
ПАМЯТЬ КАК ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ (заметки по случаю 100-летнего юбилея отечественного авиадвигателестроения)
100 лет назад, 11 октября (28 сентября по ст. ст.) 1916 года в уездном городе Александровске Екатеринославской губернии на заводе АО Электромеханических сооружений «ДЕКА» (ныне это запорожское АО «МОТОР СИЧ») началось серийное производство авиационных двигателей, полностью изготовленных из отечественных комплектующих.
     В ноябре того же года начальник Управления Военно-воздушного флота генерал-майор Н.В.Пневский доложил в Петроград: «… первый 100-сильный мотор, сделанный целиком из русских материалов, был пущен в ход 28 сентября с.г. и дал вполне удовлетворительные результаты. Завод приступил к выполнению договора в полном объёме».
      Двигатель получил обозначение «ДЕКА» М-100, где буква указывает на лежащую в его основе конструкторскую схему (Mercedes), а цифра – на мощность в т.н. «лошадиных силах». В сущности, это улучшенная копия трофейного немецкого авиадвигателя для двухместного самолёта-разведчика «Альбатрос». Новаторской здесь была технология изготовления деталей и узлов, разработать которую русским инженерам и конструкторам пришлось самостоятельно. В условиях войны было не до соблюдения принадлежащих германским коллегам авторских прав, покупки у них лицензий и патентов. Просто за основу взяли то лучшее, что уже имелось у противника.
     Группу по созданию рабочих чертежей двигателя М-100 возглавил знаменитый в те годы инженер А.Г.Воробьёв, который помогал И.И.Сикорскому «ставить на крыло» первые в мире многомоторные самолёты «Русский Витязь» (1911, Русско-Балтийский завод, Санкт-Петербург) и «Илья Муромец» (1913, там же). В создании же самого двигателя и его запуске в серийное производство принимал участие В.Я.Климов – в будущем знаменитый советский конструктор авиамоторов, руководитель профильного предприятия «Красный Октябрь» в Ленинграде (до революции – завод «Русский Рено»), а в ту пору – студент Императорского высшего технического училища, который по рекомендации патриарха отечественного авиадвигателестроения Н.Р.Бриллинга проходил производственную практику в Александровске. Директором тамошнего завода АО «ДЕКА» в ту пору был П.Н.Сыромятников, крупный организатор производства (заведовал электротехнической мастерской Балтийского судостроительного и механического завода, являлся организатором и первым руководителем воздухоплавательного отдела Русско-Балтийского завода).
     К 100-летию выпуска первого отечественного авиадвигателя и Дню города, отмечаемому на Покров, приурочен грандиозный праздник, который в субботу 15 октября прошёл на смотровой площадке Музея техники В.А.Богуслаева и в самом музее. К юбилею подготовлена обновлённая экспозиция с уникальными архивными материалами (фотопортреты, копии документов, артефакты), повествующими о филиале петроградской фирмы «ДЕКА» в Александровске и творцах здешнего авиамоторного производства. Изюминкой экспозиции стал оригинальный двигатель М-100 (серийный № 4), найденный заводчанами в… Новой Зеландии. Но это – отдельная история с элементами детектива. Раньше считалось, что «прадедушка» отечественного авиамоторостроения утрачен безвозвратно, а увидеть его можно только на дореволюционном фотоснимке (в скобках, впрочем, отметим: на звание первого отечественного может претендовать и двигатель РБЗ-6, созданный в 1915 году на Русско-Балтийском заводе по схеме опять же трофейного немецкого авиамотора «Аргус» (РБЗ-6 поднимал в воздух серийных «Муромцев»). В любом случае, однако, за М-100 остаётся статус первого авиамотора, произведённого на территории нынешней Украины).
     Задумав создать грандиозный и притом общедоступный Музей техники, в сентябре 2003 года Вячеслав Александрович командировал директора тогдашнего заводского музея Е.И.Живицкого и автора этих строк в Германию, дабы мы привезли оттуда фото- и видеоматериалы об устройстве знаменитых авиационных экспозиций в Берлине и Мюнхене. А заодно и посмотрели, нет ли в этих экспозициях оригинального мотора М-100 (до наших дней двигателей «ДЕКА» М-100 на территории бывшего Союза, увы, не сохранилось). Чтобы, значит, в случае необходимости изготовить по оригиналу точную копию для Музея техники в  Запорожье.
     Увы, оригинала М-100 нет даже в филиале Германского музея, расположенном в пригороде Мюнхена Шляйсхайме (экс-резиденция баварских королей). Тем не менее авиамотор, очень похожий на искомый, нам обнаружить удалось. Это DaimlerDIV1915 года выпуска. Тоже однорядный шестицилиндровый с водяным охлаждением. Сопровождавший нас Вернер Хайнцерлинг, руководитель отдела авиации и космонавтики Германского музея, заверил, что внешний вид обоих моторов почти аналогичен.
     Остаётся добавить, что в настоящее время украинское авиадвигателестроение, представленное серийными заводами АО «МОТОР СИЧ» и конструкторским бюро ГП «Ивченко-Прогресс» (оба находятся в Запорожье), поставлено в неимоверно сложные условия. В силу известных причин им предписано прекратить сотрудничество с партнёрами в РФ. Политикам нет дела до того, что современный авиадвигатель – это сложнейшая система, состоящая из сотен, иногда и тысяч деталей, узлов и агрегатов, а на выпуске комплектующих специализируются десятки предприятий-смежников по обе стороны украинско-российской границы. При этом России, на территории которой расположены все отраслевые НИИ, ряд профильных ОКБ и несколько серийных авиамоторных предприятий, гораздо проще наладить у себя замкнутый цикл производства всех типов авиадвигателей, нежели Украине, тем более что филиал «МОТОРа» в г. Снежном Донецкой обл., выпускавший уникальные, поистине незаменимые детали (т.н. «лопатки»), с весны 2014 года находится в неподконтрольной зоне. Неустанно бьёт в спину и родимый Кабмин, склоняющий госпредприятие «Антонов» оснащать новейшие самолёты украинской разработки и производства американскими и европейскими «движками». Что, собственно, не удивляет, так как сущность нынешней якобы украинской власти не является секретом изначально.
     К слову, в красочных буклетах и брошюрах, издаваемых Германским музеем для посетителей, нет ни слова ни о Н.Е.Можайском и его самолёте (первом в мире – это когда ещё немец Отто Лилиенталь прыгал с икаровскими крыльями с верхушек холмов), ни о четырёхмоторном биплане «Илья Муромец», который – на зависть Западу - в своё время был настоящим чудом техники,  ни о первом искусственном спутнике Земли, выведенном Советским Союзом на орбиту в 1957 году, ни о полёте в космос Ю.А.Гагарина, ни о самолёте-гиганте Ан-225 «Мрія», оснащённом шестью (!) опять же запорожскими двигателями Д-18Т (на его фоне гордость Америки тяжёлый военно-транспортный C-130 Herculesвыглядит довольно-таки скромно), ни об уникальнейшем турбовинтовентиляторном  авиамоторе Д-27 (тоже запорожском), произведшем революцию в мировом авиадвигателестроении. На переднем плане – исключительно и только достижения европейцев (главным образом, конечно, немцев) и америкосов. Спрашиваем, почему так. Молча улыбаются в ответ…                
     К сожалению, план деиндустриализации, десайентизации Украины реализуется поистине ударными темпами, в т.ч. (или главным образом?) старанием её нынешних правителей – туземных и привлечённых извне. Задача вменяемых, добропорядочных людей – не дать окончательно обескровить и добить нашу страну. Сумеем ли – вот в чём вопрос. 
Сергей ГРИГОРЬЕВ
читать все новости

  

 

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БУДУЩЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗАЧЕСТВУ?
Положительно, потому что казачество есть историческая основа украинской государственности
Положительно, потому что казачество будет выполнять ряд функций, в том числе и по охране общественного порядка, до которых у государства не доходят руки
Положительно, потому что казачество – самая многочисленная и организованная неполитическая структура может принести много пользы государству, но для этого им нужна мотивация со стороны государства
Отрицательно, потому что это лишняя нагрузка на бюджет
Отрицательно, потому что казацкие организации такие же общественные организации, как экологические, спортивные и не справедливо будет выделять их среди других
Отрицательно, потому что современные казаки еще ничего не сделали для Украины, чтобы им давать статус госслужащих
Нейтрально, мне все равно
Нейтрально, если казачество действительно влиятельная организация, она сама добьется статуса, а если нет – то они и не заслуживают этого




 

Курсы НБУ на сегодня


Праздники Украины

Полезные ссылки:

Трудоустройство в Украине

Справка в Запорожье

вы наш
бесплатный счетчик посещений
посетитель 

 

 

                       

Ваш e-mail:
2010 Все права защищены. Перепечатка материалов в сети, цитирование только с ссылкой на wwww.kvzn.zp.ua «Казацкое Войско Запорожское Низовое».