поиск на сайте:
     

Сми о казачестве

версия для печати
06.08.2010
Есть и такое мнение. Российская идеология не может смирится с миссией гетмана Мазепы

Российская идеология не может смирится с миссией гетмана Мазепы4 августа 1687 года гетманом был избран Иван Мазепа. Для Украины он стал знаковой фигурой, для северного соседа — жупелом. Национально сознательных наших соотечественников еще в начале прошлого века называли мазепинцами и только много позже — петлюровцами, бандеровцами…

Вот уже более двух веков в первое воскресенье великого поста во всех храмах Российской православной церкви с амвона проклинают гетмана Мазепу, провозглашают анафему человеку, не погрешившему против церкви, в построенных им храмах.

Видимо, сильно он обидел северного соседа и неотъемлемую составляющую его имперского аппарата — РПЦ (МП), что даже сегодня, фактически вмешиваясь в дела другого государства, патриарх Кирилл просит украинские власти переименовать в Киеве улицу, названную в честь славного гетмана.
И в царские, и в советские времена, упоминая имя Мазепы, употребляли только бранные эпитеты, образ его изображался исключительно в черных тонах. Подавались лишь скупые, тенденциозно подобранные или даже сфальсифицированные факты его жизни и деятельности. И в период так называемой оттепели, когда власть начала раскрывать некоторые факты исторической правды, с Ивана Мазепы все равно не сняли клеймо предателя. Это продолжалось и в последующие десятилетия.

Опасный интеллектуал

Мазепа — самый известный в Европе и Америке украинский гетман. Ему посвящено 186 гравюр, 42 художественных полотна, 22 музыкальных и 17 литературных произведений, 6 скульптур. В том числе поэмы Байрона, Гюго. Да и Пушкин в «Полтаве» не обошел его стороной. Хотя большинство этих сюжетов основано на записках недоброжелателя будущего гетмана и более никакими историческими источниками не подтверждено.

Еще в молодые годы Мазепа нажил себе врага среди польских придворных, раскрыв королю предательство одного из его приближенных. Но сановник сумел выкрутиться и затаил злобу. И именно из его записок возник сюжет об обнаженном, привязанном к коню Мазепе. Хотя, чего греха таить, пользовался он успехом у женщин. Молодой, красивый (в те времена), неза­урядный, он выгодно отличался от большинства придворной шляхты. Разносторонняя одаренность сочеталась в нем с высокой образованностью. Он учился в Киево-Могилянской академии и в Падуанском университете, посетил несколько европейских стран, мог объясниться со многими собеседниками, поскольку владел восемью языками. Эрудиция Ивана Мазепы вызывала восхищение тех государственных и военных деятелей, с которыми он общался. Он был знатоком литературы, владельцем лучшей в Украине библиотеки с инкунабулами, старинными рукописями, раритетными изданиями на многих языках.

Обаятельный манипулятор

Эстет, он ценил и понимал высокое искусство, преклонялся перед красотой женщин. Даже в зрелом возрасте мог влюбиться страстно, сильно и глубоко, словно юноша. Мастер эпистолярного жанра, Мазепа был несравненным краснобаем, его умная, содержательная беседа или высказывания имели элегантную, яркую, образную, эмоциональную форму. Гетман имел особую харизму, может, это была какая-то концентрированная внутренняя энергия высокого напряжения, биополе, но он, человек железной воли, умел влиять на людей, не только не подавляя их своим превосходством, но и вызывая симпатию и безграничное доверие.

Свою казацкую карьеру он начал у гетмана Дорошенко. Потом была служба у Самойловича. Образованность и незаурядные личные качества привели его к гетманской булаве. Здесь Мазепа проявил себя как государственный деятель и политик высочайшего класса, самый ловкий дипломат тогдашней Европы, полководец и одновременно поэт, в стихах которого доминировали мотивы патриотизма и скорби за судьбу Украины.

И над всем царили его могучий дух и преданность, готовность к самопожертвованию большой патриотической идеи. Такой европеец, впитавший в себя дух Ренессанса, пламенный патриот стал у руля Украинского Гетманского государства, автономию и самостоятельность которого московский царизм постоянно ограничивал, а Российская империя душила и терроризировала.

Патриот, меценат и прихожанин

С самого начала своего гетманства Иван Мазепа проявил себя как большой покровитель национальной культуры, искусства, науки, православной церкви. В определенной степени он продолжал традицию, заложенную в первой четверти XVII в. казацким гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным, который умело совмещал полководческую и государственную деятельность с активной поддержкой и развитием образования и науки. Мазепа помогал развитию образования в Украине. В Киеве, Чернигове, Переяславе и других городах и даже селах основывал школы, бурсы и госпитали, наделял землями украинские монастыри, которые в те времена были центрами просвещения благодаря собственным школам и типографиям. Гетман взял под свою опеку Киево-Могилянскую академию, щедро одаривал ее имениями. В 1693 году заново построил братскую церковь Богоявления, поставил новый корпус для академии, чтобы улучшить условия «всякому из малорусских детей, хотящему учиться».

Строитель храмов

Гетман щедро финансировал развитие искусства, в частности, архитектуры и живописи, возводил и реставрировал прекрасные храмы, перестроил за свой счет, а также средства войсковой казны около 30 церквей. Различные по исполнению, величественные, роскошные сооружения одновременно имеют и общие черты, названные искусствоведами «мазепинским барокко». Не только талант зодчего, а, возможно, и утонченный художественный вкус гетмана воплотились в этих храмах. Он восстановил ограду Киево-Печерской лавры и возвел двое красивых ворот с надвратными церквями. После Петра Могилы Иван Мазепа на свои средства обновил Софийский собор и построил Софийскую колокольню.

И этому человеку уж двести лет кряду с амвонов шлют проклятия и предают анафеме? За что?

Видимо, за то, что именно Мазепа первым заговорил о самостоятельном независимом украинском государстве, поднял эту идею на высоту общенациональной исторической цели. И без него не было бы ни Петлюры, ни Винниченко…

Идеолог украинской государственности

Пожалуй, невозможно выяснить, когда возникла и как развивалась эта мысль у Мазепы. Всегда следуя принципу любимого автора Макиавелли: «Тайна — это душа дела», — он вынашивал свои идеи, скрывая собственные намерения абсолютно от всех. Мазепа вел себя сверхосторожно, поскольку в условиях сложной политической и военной ситуации в Украине риск был огромный. Именно во времена Руины он вернулся на родину и остался там навсегда.

А союз с Карлом был вынужденной мерой: Петр І обескровливал казацкие полки, бросая их в самое пекло в Прибалтике, назначая во главе их иноземцев. При этом, вопреки союзническим договорам, отказывал Мазепе в помощи в войне с Польшей. Иностранные офицеры относились с презрением к казацкому войску, которое считали плохим, и часто использовали просто как пушечное мясо. Когда поползли слухи о намерениях российского самодержца реорганизовать казаков, старшина, положение которой было связано с военными должностями, забеспокоилась.

Война вызвала ропот также среди украинских крестьян и мещан. Они жаловались, что расквартированные в городах и селах царские войска притесняют их. «Отовсюду, — писал царю Мазепа, — я получаю жалобы на произвол московитских войск». Общее недовольство населения подтолкнуло Мазепу искать нового покровителя.

Идеализировать Мазепу не стоит, впрочем, как и любого другого власть предержащего. Он не был демократом. Аристократ до мозга костей, гетман целеустремленно создавал в Украине высшее сословие из среды казацкой старшины и украинской шляхты. Поддерживая старшину экономически, раздавал ей землю, желал сделать элиту независимой политически, заботился о ее образовании и даже внешней культуре. Но в тоже время издавал универсалы, в которых стремился защитить интересы крестьян и простых казаков, сдержать алчность старшины, обременявшей крестьян повинностями. После Хмельницкого Мазепа впервые поставил личность гетмана на уровень государственного правителя, монарха. Недаром в народе бытовала поговорка: «От Богдана до Ивана не было гетмана». Свою власть он отождествлял с мощью государства и стремился, чтобы Украина заняла достойное место в Европе.

Константин РЕПИН

Источник:  http://vvnews.info/analytics/culture/55713-rossiyskaya-ideologiya-ne-mozhet-smiritsya-s-missiey-getmana-mazepy.html

читать все

  

 

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БУДУЩЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗАЧЕСТВУ?
Положительно, потому что казачество есть историческая основа украинской государственности
Положительно, потому что казачество будет выполнять ряд функций, в том числе и по охране общественного порядка, до которых у государства не доходят руки
Положительно, потому что казачество – самая многочисленная и организованная неполитическая структура может принести много пользы государству, но для этого им нужна мотивация со стороны государства
Отрицательно, потому что это лишняя нагрузка на бюджет
Отрицательно, потому что казацкие организации такие же общественные организации, как экологические, спортивные и не справедливо будет выделять их среди других
Отрицательно, потому что современные казаки еще ничего не сделали для Украины, чтобы им давать статус госслужащих
Нейтрально, мне все равно
Нейтрально, если казачество действительно влиятельная организация, она сама добьется статуса, а если нет – то они и не заслуживают этого




 

Курсы НБУ на сегодня


Праздники Украины

Полезные ссылки:

Трудоустройство в Украине

Справка в Запорожье

вы наш
бесплатный счетчик посещений
посетитель 

 

 

                       

Ваш e-mail:
2010 Все права защищены. Перепечатка материалов в сети, цитирование только с ссылкой на wwww.kvzn.zp.ua «Казацкое Войско Запорожское Низовое».