Чистое поле, верный конь

Византийские летописи VI веке повествуют, что славянские племена на приграничных территориях между степью и лесом, защищаясь от набегов кочевников, применяли самобытное искусство управления лошадью. Мастерские воины управляли скакунами исключительно ногами, при этом метко стреляли из луков, рубились мечами, подбирали раненых. Это так поразило византийцев, они сравнили русичей с мифическими кентаврами. Известно, что дружинники Киевской Руси также были непревзойденными наездниками и имели культ боевого коня — дарили своим скакунам драгоценные подарки, а если лошадь погибал в бою, над ним насыпали курган, как над знатным воином.

Продолжая традиции предыдущих военных формаций, казаки прославились как ловкие всадники, которые значительную часть своей жизни проводили в походах. Во время Освободительной войны Богдан Хмельницкий создал собственную казацкую конницу, которая была одной из лучших в Европе. В летописи Самуила Величко, в частности, рассказывается, что каждый «исправен» казак за Хмельницкой имел двух лошадей, а когда запорожцы возвращались с победой (например, из-под Желтых Вод или Корсунь), некоторые из них имели даже по пять лошадей . Стоит заметить, что лошадь во времена казачества стоил недешево: «четырех волов чумацких, три полевых, еще пятьдесят золотых приплатить». Состоятельные же казаки имели табуны по 7-10 сотен лошадей.

Лучше легкое войско

Известно, что непревзойденным всадником сын Богдана Хмельницкого — Тимофей. В 1653 году в бою под Сучавой он, сидя в седле, рубился саблей, стрелял из пистолета, свесившись головой вниз из-под корпуса лошади. «Противников поразило мастерство Тимофея. Никто не мог попасть в него из ружья, так как он со скоростью молнии обращающийся туловища своего боевого коня », — с восторгом писал очевидец сражения — сын Антиохийского патриарха странствующий писатель Павел Алеппский. Историк Дмитрий Яворницкий отмечал, что казацкие кони были хорошо дрессированными и отличались чрезвычайным умом, силой и выносливостью: «крикнет, бывало, запорожец лошади:« ползи », — то он протянет передние ноги вперед, а задние назад и ползет. А услышит свист казака, то сразу мчится к нему ».

Казацкой мастерством восхищался Наполеон Бонапарт. В воспоминаниях о войне 1812 года он отмечал: «Казаки — это лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, прошел бы с ними весь мир ». Славилась конницей и армия УНР. Одним из лучших ее полков считался Хортицкий конный полк Запорожской дивизии УНР, более известный как Полк Черных запорожцев. Этот полк вошел в историю как самая боеспособная конная часть украинской армии, которая на протяжении всей войны 1918-1923 годов не проиграла.

Секреты казацких всадников

Держаться в седле казака приучали с детства. Существовал обряд-посвящение — в семь лет мальчика торжественно сажали на коня. Считалось: если ребенок не испугается, сможет справиться с огромным животным — быть ему выдающимся воином. Казак должен научиться стрелять из пистолета на полном скаку, поднимать с земли шапку, отвозить раненых с поля боя, сходить с коня, идет рысью и галопом, и многое другое — это было программой-минимумом.

Особенно искусные всадники свисали вниз головой, «прикинувшись мертвыми», и отстреливались в таком положении, пересаживались с одного коня на другого на полном скаку. Среди испытаний, которые проходил кандидат в казаки, был и такой: проехаться полем на необъезженных лошади, без седла, сидя задом наперед, и не упасть. Тактический и стратегический обучение конницы позволял казацком войске побеждать сильного противника. Не случайно во время Тридцатилетней войны дипломаты Австрии и Швеции пытались привлечь отряды для своей армии. Обращаясь за помощью к польскому королю Сигизмунду Третьего, маршал Альбрехт Валленштейн просил предоставить подкрепление, но не из польских гусар, а с запорожских казаков.

Как казаки стали «джигитами»

Понятие «джигитовка» для обозначения различных трюков и приемов скачущий в казацком лексиконе появилось сравнительно недавно, с переселением на Дон и Кубань. Словом «джигит» (а точнее «джигут») на Кавказе называют искусного всадника — впрочем никак не «акробата в седле», как это принято у казаков. Воины азиатских народов, и кавказские горняки, хорошо ездили, но никогда не гарцевали на лошадях. Казацкие же умение так поразили их, что слово «джигит», «джигитовка» закрепилось за украинской мастерством верховой езды. Но не только этим удивляли казаки. Строевой устав кавалерийской службы 1899 описывает интересный способ обороны по линии или кругу по-казацки — когда бойцы прячутся за поваленными лошадьми. Противники, как правило, думали, что лошади мертвы. И бывали шокированы, когда «мертвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Не менее интересным является казацкий способ преодоления неглубоких рек, стоя в седле. Когда возникала глубокая река, плыли рядом с конем, держась за гриву или доспехи. История боевого применения лошадей закончилась в ХХ веке, когда настоящих лошадей вытеснили «железные». Скачущий исчезло как самостоятельная дисциплина военной подготовки и превратился в спорт. Иначе, в первозданном виде элементы казацкого скачущий дошли и до наших дней и завоевали благосклонность публики не только на Европейском континенте …

Казаки и ковбои

Восхищаясь мастерством ковбоев дикого Запада, многие и не догадываются, что и здесь не обошлось без казаков. Казацкое джигитовку в 1920-х годах в Европу, а позже в Америку завезли «белые» эмигранты из казачьих станиц — атаман Кубанско-Финляндской станицы полковник Федор Елисеев и его помощник Гавриил Солодухин. После Первой мировой войны джигитовка проникла в Сербии и Франции, где сконцентрировалась наибольшее количество казачества из эвакуированных белых армий.

В 1925 году во Франции генерал Андрей Шкуро (кубанский казак украинского происхождения, которому откорректировали фамилия «Шкура» на французский манер), организовал труппу «Казаки-джигиты» с 80 казаков-эмигрантов. Первый их выступление состоялось 25 мая 1925 в Париже на стадионе «Буффало». Посмотреть на казацкую мастерство собралось около 20 тысяч зрителей.

В своих воспоминаниях Федор Елисеев писал: «Нашим зрелищным номером был горящий соломенный барьер, облитый керосином. На него шли колонной по три всадника в каждом ряду. В клубах пламени и дыма на мгновение скрывались казаки и сразу же появлялись с другой стороны. Слова «артист джигит» мы тогда не знали. Мы были казаки, случайные гости Франции, и свою работу делали чисто по-военному … »

Выступлениям казаков аплодировали и в США, Канаде, Англии, Южной Америке, Мексике, Индии. В 1928 году в Голливуде сняли фильм «Казаки» с участием ста казаков во главе с генералом Савицким. Фильм имел колоссальный успех в Западной Европе и США. На традициях казацкой джигитовки был основан американский стиль western и комплекс упражнений Cossack vaulting. Практически все конные трюки в американских фильмах 1930-х годов были казацкими.

Казаки — это неинтересно?

Сейчас людей, обладающих навыками профессионального скачущий, наберется в Украине около сотни. Учителей, котрi передают знания, — единицы. Конная дело держится стараниями энтузиастов. Конное шоу «Украинские казаки» демонстрирует мастерство казацкого скачущий, гастролируя по странам Европы. Конно-акробатический театр «Киш», действующего на Киевщине, известный посетителям этнофестивалей в разных уголках Украины. Руководитель театра Андрей Пивень имеет около двух десятков лошадей, а под тренировочную базу оборудовал территорию собственной усадьбы. «В украинском любовь к лошадям заложена генетически, ведь вся жизнь мужчины-воина проходила в седле», — говорит Андрей. Еще в начале ХХ века почти каждый украинском умел ухаживать за лошадью, запрягать его и ездить верхом. К сожалению, современным людям завести автомобиль уже легче, чем сесть верхом на лошадь ».

Вместе с дочерью Кариной господин Андрей ухаживает и учит своих лошадей. На вопрос, легко ли девушке даются казацкие науки, Карина улыбается: «Конь — как ребенок, он играет, веселится, а время показывает гонор. Лошадь чувствует, если человек боится его или просто имеет нерешительный характер, и лишь тогда капризничает. Надо уметь находить подход, но ни в коем случае нельзя бить животное или кричать на нее ».

Говоря о возможности развития скачущий в Украине, следует учитывать, что занятие это не из простых — содержание лошадей, обучение, тренировки требуют много времени и сил. Кроме того, скачущий требует от всадника нешуточной физической мастерства, ведь высокий риск травматизма. Желающих учиться много, а тех, кто готов посвятить этому жизнь, — единицы. «Нас периодически приглашают сниматься в телепередачах, клипах, художественных и документальных фильмах. А вот относительно выступлений наблюдается странная тенденция: казацкая тематика интересна для иностранцев, чем для казацких потомков, — отмечает Андрей. — Бывает, приглашают на какой-то корпоратив и просят «показать казацкое скачущий в костюмах ковбоев, или цыган, или мушкетеров. Потому казаки — это неинтересно ».

Надеяться, что в ближайшее время конные виды спорта и носители традиции казацкого скачущий иметь какую-то поддержку и признание государства, пожалуй, не стоит. Но следует заметить, что если развитие конного дела не идет «сверху», то он набирает обороты «снизу». Команда «Коша» уже несколько лет сотрудничает с частным детским казацким лагерем. За это время тысячи детей смогли научиться ездить на лошадях, а также кормить, купать, запрягать их. А любопытство детей — залог того, что в дела есть будущее.